Я участвую в этом проекте (1) потому, что профессиональная художественная деятельность без критики существовать не должна.
Если кто-то что-то делает для себя дома (рисует, пишет, и т.д.) с истинным наслаждением, а потом вешает это тут же у себя над кроватью (то есть не продает, не выставляет), то нет острой необходимости в критике подобной практики. Но когда задействована публичность, среди которой не все самостоятельно думающие люди, критика необходима.
Второй причиной для инициации этого проекта было мое личное разочарование после нескольких проектов, здесь, в Киеве. Моя работа Глаза моего мужа как у Жанны Самари (2), в украинских газетах сопровождался только словами сентиментальность (3), гипер-интимность (4), нежность (5). Это не верно. Рядом с сентиментальностью в моем проекте не упомянули иронию; сентиментальность и ирония создают интригующее напряжение. Писали о гипер-интимности и не упомянули гипер-публичность, демонстрация интимных подробностей (как у кого глаза моего мужа) подчинена цели «сделать» мужскую фигуру популярной посредством художественной деятельности женщины – все смотрели на моего мужа, а не на меня (быть как Ренуар – все смотрели на Жанну, а не на Ренуара.) Рассмотрели только нежность, но не критиковали мой ограниченный вкус (для цитаты я выбрала Ренуара, самого глупейшего из всех импрессионистов), не критиковали мою рефлексивность – использование «мужской» цитаты…
1 проект КрАМ (Критика Актуального Искусства)
2 Инсталляция «Глаза моего мужа как у Жанны Самари» была выставлена в кураторском проекте Олеси Островской «Нежность» (Центр Сучасного Мистецтва при НаУКМА, 2003 год) Проект был сконцентрированный на вопросах о нецелесообразности фрагментации таких всеобъемлющих понятий, как «нежность», закрепляя их за женщиной — «материнская нежность», «женская нежность».
Для проекта «Нежность» я выставила репродукцию портрета Жанны Самари, признанной красавицы и актрисы, кисти французского художника-импрессиониста Ренуара и аматорский фотопортрет своего мужа. Инсталляция называлась «Глаза моего мужа как у Жанны Самари».
3 «Нежность на салфетках» Максим Петрук «Сегодня», 14.06.2003, № 1476
4 «Honey, Honey, Baby…» Игорь Лямшин «Культура», 2.06.2003
5 «Квадратура круга» Галина Скляревская «Афиша» 28 мая—3 июня 2003 № 112